logotype

Калык Акиев

Demo Image
Demo Image

Калык Акиев (1883—1953) — Родился в Жумгальском уезде Тянь-Шаньской волости (ныне Нарынская область). Был акыном-импровизатором, комузистом, народным артистом Киргизской ССР (1939), членом Союза писателей СССР (1938).

В своем творчестве он часто затрагивал темы нищеты и социальной несправедливости. Это можно услышать в его песнях, как «Жизнь, прожитая в трущобах» («Жер кепеде откон кун»), «В доме Чыйбыла» («Чыйбылдын уйундо»). Известно, что Токтогул Сатылганов был наставником Калык Акиева.
Калык со своим наставником часто участвовали на «айтышах». Об этом известно от самого Калыка и из стихотворных текстов в форме диалога, записанных фольклористами, в таких, как: «Приветствие» («Саламдашуу»), «Песня, исполненная у Карымшакова» («Карымшактыкындагы ыр»), «На стороне андижанцев» («Анжиян тарабында»), «Прощание» («Коштошуу»), «Садовник Кебекчи» («Бакчы дыйкан Кебекчи»).

Большим событием в жизни Калыка Акиева стало участие в 1919 г. в городе Верном (Алматы) в первом съезде Туркестанской республики в качестве делегата. На торжественном концерте он выступил с песней «Приветствие съезду» («Съездге куттуктоо»).

В 1923 г. в том же городе проходил праздник батрацкого союза «Кошчу», на котором Калык был акыном-глашатаем (жарчы). Выполняя роль ведущего, он, согласно традиции народного праздничного церемониала, пел приветственные песни «Саламдашуу ыры» и «Куттуктоо ыры».

Калык Акиев изучил алфавит (сначала арабский, затем латинский) и, как он сам говорил, в возрасте 45 лет впервые взял в руки перо. Он самостоятельно записал все свои стихи — в 1930-е годы три его поэтических сборника вышли в свет.

В 1936 г. вместе с другими народными музыкантами и певцами Калык перешел из Кыргызского государственного музыкально-драматического театра во вновь организованную Кыргосфилармонию и играл в оркестре народных кыргызских инструментов под управлением П. Шубина.

В связи с поездками в Москву — в 1936 г. на Всесоюзную олимпиаду народного музыкального творчества и в 1939 г. на первую Декаду кыргызского искусства — Акиев создает две акынские песни: «Песню о Москве» («Москва женунде ыр») и «Поразителен город Москва» («Москва шаарына тац калдым»).

В 1940 г. Калык Акиев принимает активное участие в записи наследия Токтогула (ее проводил В. Виноградов по специальному правительственному решению к 80-летию со дня рождения великого акына). Всего записано в исполнении Акиева восемь сочинений Токтогула: четыре речитативных песни с инструментальным сопровождением и столько же кюу для комуза .

В. Виноградов, высоко ценивший исполнительское мастерство Калыка Акиева, характеризовал его так: «Импровизировал он легко, без заминок и, видимо, очень складно. ...Речитатив Калыка был какой-то размашистый, динамичный, вращался в пределах более широкого диапазона, чем у Алымкула» . Музыковед подчеркивал блестящий характер исполнительского стиля акына, унаследованный им от Токтогула.

В предвоенное время болезнь горла заставила Калыка Акиева прервать артистическую деятельность. Он уехал в Жумгальский район, где начал писать автобиографический очерк, изданный после смерти акына, в 1964 г.

Великой Отечественной войне посвящены песни К. Акиева «Герою Панфилову» («Панфилов баатырга») и «Великая победа» («Улуу жециш»). Сохранился только их стихотворный текст.

Одним из основных жанров в творчестве Калыка Акиева был малый эпос. Он знал на память и пел многие народные дастаны и поэмы, аккомпанируя себе на комузе. В его варианте записаны и опубликованы поэмы «Жаныш-Байыш» и «Курманбек», а также сделаны записи поэм «Карагул ботом», «Карач дев», «Ак Меер», «Омур жана Болот».
До нас дошла только одна лирическая песня Калыка — «Акишим» (женское имя), записанная в исполнении акына Эстебеса Турсуналиева.

Калык Акиев был одним из самых активных представителей акынской профессии, достойным учеником Токтогула и пропагандистом его творчества, грамотным поэтом и музыкантом.

Information

Region: Bishkek
Category: Cultural site

Audiofiles

No audiofiles

Leave a rating


Comments

    No comments

Post a comment